Главная » 2020 » Январь » 6 » Туманность Андромеды, или Иван Антонович Ефремов - человек из будущего
12:08 PM
Туманность Андромеды, или Иван Антонович Ефремов - человек из будущего

5 января 1957 года в первом номере журнала "Техника - молодёжи" началась публикация романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды" - этапного в развитии советской фантастики. Это произведение даже противники коммунистической идеологии называли "удачной утопией будущего". А советские читатели - "беспрецедентным романом".
Из биографической справки - Иван Антонович Ефремов (1908—1972) — советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
Впрочем, почему утопия? Некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из этой и других книг стали реальностью. Например, открытие месторождения алмазов в Якутии и ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т.п. Однако основой творчества Ивана Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях. Не случайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации.

Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. А потому имеет смысл привести цитату из советского фантастического фильма, который вышел на экраны через 16 лет после опубликования "Туманности Андромеды". Речь идет о картине Будимира Метальникова "Молчание доктора Ивенса". "Что гласит первый закон Земли"? - спрашивает земного ученого член инопланетного экипажа. И услыхав, что таких законов нет, а земляне разделены границами, социальными и этническими барьерами, с горечью констатирует, что Земля еще не созрела для контактов с другими цивилизациями. Иван Ефремов видел Землю как общий дом. И, похоже, знал дороги к этому дому. Не случайно действие "Туманности Андромеды" происходит в эру Великого кольца. Далее за ней идет Эра встретившихся рук. По терминологии Ивана Ефремова, мы остались в Эре разобщенного мира.

Приходится констатировать, что пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в романе "Час Быка". Этот роман - предупреждение вышел в конце 60-х годов прошлого века. Он о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит разрушающий и сжигающий души ад при жизни. Сам писатель говорил о "взрыве безнравственности", за которым последует "величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры". Царит на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая массовая культура. Эта картина, похоже, сейчас давно утратила границы.

Что касается "Туманности Андромеды", то это произведение долгие годы было не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, но и нравственным ориентиром, показывающим, каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремлении к развитию. Теперь оно, похоже, забыто, либо для многих "скучно и малопонятно".

В "Туманности Андромеды" есть несколько сюжетных линий. Любителю фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуются историей, найдут в книге много нового из этой области знаний. В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины. У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие. Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову - это тоже симптом болезни. А это говорит о том, что сейчас мы живём в абсолютно больном обществе, поскольку у подавляющего большинства интерес к жизни утрачен, а остальные ведут себя словно черви в банке.

Иван Антонович был советским человеком, строителем социализма - первой стадии коммунизма. Он верил в коммунистическое Будущее планеты Земля и всего человечества. Ефремов, как известно, не был членом псевдокоммунистической партии Хрущёва и Брежнева, но был глашатаем настоящего коммунизма, до последних дней своей жизни. К слову, в 1971 году, он писал о том предательски неверном повороте курса построения коммунизма и его последствиях, которое развил Никита Хрущёв и ему подобные регенаты:

"Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке...

Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.

За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам....

 

То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира."

Думаю, не стоит напоминать что случилось в 1991 году и как люди молниеносно стали превращаться в скот в большинстве своём. Есть немало мнений, что возможно Ефремов - человек из будущего. Слишком много точного он описал не в плане каких-то там изобретений, а в более сложной плоскости - человеческом построении общества. Особенно если прочесть "Час Быка". Многие не понимают сути "Туманности Андромеды", пытаются увидеть там несостыковки и даже некий глум со стороны автора на коммунизм. Но для полноты картины надо прочесть все книги серии и особенно "Час Быка". Это о нашем сегодня. О том мире, в котором мы сейчас живём. И совсем неудивительно, что роман “Час быка” изымался из библиотек, до середины семидесятых годов Ефремова не издавали, о нем стало нельзя упоминать даже в специальных трудах по палеонтологии, хотя Ефремов являлся основоположником целого научного направления. Причины запрета остались неясными.

Ефремов писал о Второй Великой Революции (ПВР - Первая Великая Революция - это Октябрь 1917 года). Первая попытка построения Нового Мира в 1917 году была уничтожена тварями, порождениями Старого Мира. Ефремов: "Но неизбежно и неуклонно новое устройство жизни распространилось на всю Землю, и самые различные народы и расы стали единой, дружной и мудрой семьёй. Так началась ЭМВ — эра Мирового Воссоединения, состоявшая из веков Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за Энергию и Общего Языка".

Стоит выделить и такие высказывания Ивана Антоновича Ефремова:

"Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя. Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики."

"Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. – это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете. Ergo обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика – обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимым для поддержания текущего социального устройства."

"Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей."


Также хочется привести слова самого автора к книге "Час Быка":

"Третье произведение о далеком будущем, после «Туманности Андромеды» и «Сердца Змеи», явилось неожиданностью для меня самого. Я собрался писать историческую повесть и популярную книгу по палеонтологии, однако пришлось более трех лет посвятить научно-фантастическому роману, который хотя и не стал непосредственным продолжением моих двух первых вещей, но также говорит о путях развития грядущего коммунистического общества.

«Час Быка» возник как ответ на распространившиеся в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной) тенденции рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных. Подобные произведения, получившие название романов-предупреждений, или антиутопий, были бы даже необходимы, если бы наряду с картинами бедствий показывали, как их избежать или уж по крайней мере как выйти из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества.


Другим полюсом антиутопий можно считать немалое число научно-фантастических произведений, от мелких рассказов до крупных романов, где Счастливое коммунистическое будущее достигнуто как бы само собой и люди эпохи всепланетного коммунизма страдают едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки, – эти неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоско-ироничные герои будущего больше похожи на недоучившихся и скверно воспитанных бездельников современности.

Оба полюса представлений о грядущем смыкаются в единстве игнорирования марксистско-диалектического рассмотрения исторических процессов и неверии в человека.

Своим романом мне хотелось возразить таким произведениям и тем самым последовать трем важнейшим утверждениям В. И. Ленина, которые удивительным образом упускались из виду создателями моделей будущего общества на Земле.

Невообразимая сложность мира и материи, которую мы только начинаем постигать во второй половине XX века и о которой он предупреждал три четверти столетия назад, потребует исполинской работы для существенных шагов в познании.

Переход к бесклассовому коммунистическому обществу и полное осуществление мечты основоположников марксизма о «прыжке из царства необходимости в царство свободы» не просты и потребуют от людей высочайшей дисциплинированности и сознательной ответственности за каждое действие. И наконец, сейчас как никогда более уместно вспомнить рекомендацию В. И. Ленина, данную писателю-фантасту А. А. Богданову: показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты капиталистическим хозяйствованием.

В «Часе Быка» я представил планету, на которую переселилась группа землян, они повторяют пионерское завоевание запада Америки, но на гораздо более высокой технической основе. Неимоверно ускоренный рост населения и капиталистическое хозяйствование привели к истощению планеты и массовой смертности от голода и болезней. Государственный строй на ограбленной планете, естественно, должен быть олигархическим. Чтобы построить модель подобного государства, я продолжил в будущее те тенденции гангстерского фашиствующего монополизма, какие зарождаются сейчас в Америке и некоторых других странах, пытающихся сохранить «свободу» частного предпринимательства на густой националистической основе.


Понятно, что не наука и техника отдаленного будущего или странные цивилизации безмерно далеких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, – вот главная цель и содержание книги.


Если удалось это хоть в какой-то мере показать и тем помочь строителям будущего – нашей молодежи – идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа проделана не напрасно.



Август 1968 г."

Самый загадочный эпизод в биографии знаменитого писателя-фантаста и профессора палеонтологии Ивана Антоновича Ефремова имел место после его смерти. Умер Ефремов 5 октября 1972 года, а через месяц, 4 ноября, в его доме произвели многочасовой повальный обыск, а на какой предмет — неизвестно. По факту смерти завели уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. И это еще одна тайна Ивана Ефремова.

Категория: Память | Просмотров: 6 | Добавил: Nikolson | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: